- Собирательство
- — одна из форм хозяйственной деятельности человека; в первобытнообщинную эпоху оно было наряду с охотой и рыболовством одной из важнейших отраслей присваивающего хозяйства, которое исторически предшествовало производящему хозяйству. В понятие собирательство входит не только самый процесс собирания тех или иных продуктов, но и многочисленные приемы их обработки, приготовления из них пищи; эти приемы известны уже самым примитивным племенам. Объектами собирательства являются употребляемые в пищу дикорастущие плоды, ягоды, орехи, семена и зерна злаков и других трав, корни и корнеплоды, стебли, молодые побеги, листья, почки, цветы, мягкая сердцевина деревьев, грибы, водоросли, мелкие животные, в том числе ящерицы и лягушки, раки, улитки, моллюски, насекомые и их личинки, яйца птиц и пресмыкающихся, мед диких пчел. В хозяйстве большинства первобытных охотников и собирателей эти виды пищи были основой питания, более устойчивым и надежным источником пищи, чем продукты охоты или рыболовства. Так, растительная пища составляет до 80% всего рациона охотников и собирателей хадза (Восточная Африка) и бушменов (Южная Африка), до 70% рациона пигмеев Центральной Африки. В питании жителей морского побережья значительное место занимают моллюски. Свидетельством собирания морских моллюсков в одних и тех же местах на протяжении жизни многих поколений являются раковинные кучи, известные в археологических местонахождениях эпохи мезолита, а также у тасманийцев и андаманцев.
В силу естественного разделения труда собирательство было (и остается у современных охотников и собирателей), как правило, занятием женщин и детей. Однако собирательство дикого меда, требующее лазания на деревья, иногда на скалы, входит в обязанности мужчин (у австралийцев, андаманцев, веддов, африканских пигмеев). В то же время в собирательстве растительной пищи и меда женщины и мужчины нередко помогают друг другу. У кубу Суматры, живущих в условиях, где мало объектов охоты, собирательстве заняты одинаково мужчины и женщины. За исключением народов Арктики, где основу питания составляют продукты охоты и рыболовства — занятия преимущественно мужские, — у большинства охотников и собирателей женщины-собирательницы заготовляют количественно больше пищи, чем мужчины.
Собирательство развивалось на протяжении всего палеолита и мезолита, подготавливая «неолитическую революцию», или переход к производящему хозяйству. Уже в позднем палеолите широкое распространение как орудие собирательства получила каменная зернотерка. В палеолите впервые появилась как орудие собирательства мотыга, которая позднее стала технической основой мотыжного земледелия. На стадии собирательства, в мезолите существовали и предшественники серпов — каменные жатвенные ножи.
Тысячелетия развития присваивающего хозяйства, включающего собирательство как одну из важнейших его форм, создали систему активной социальной адаптации. В центре общественной жизни на этом уровне развития находится община как основная производственная ячейка, экономически связанная с определенной территорией. В процессе хозяйственного освоения территории община систематически распадается на хозяйственные группы, проходя циклы концентрации и дисперсии. Наряду с другими формами присваивающего хозяйства собирательство характеризуется ритмическим чередованием хозяйственной деятельности в соответствии с природным циклом. Повторяемость, цикличность этих колебаний находится в зависимости от смены сезонов, фенологии растительных сообществ, увеличения и сокращения продовольственных ресурсов. Передвижения собирателей в границах определенных территорий экологически обусловлены, а размеры этих территорий, как правило, достаточно велики, чтобы их растительные и животные ресурсы успевали восстановиться на протяжении хозяйственного года. Так, когда запас моллюсков, составляющих основу питания огнеземельцев — яганов (ямана) и алакалуфов сокращался в одном месте, они немедленно передвигались в своих лодках в другое, чтобы обеспечить воспроизводство моллюсков. Помимо хозяйственных групп в соответствии с естественным, половозрастным разделением труда и для выполнения единовременных хозяйственных задач могут создаваться целевые группы — например, группы женщин-собирательниц, нередко с детьми.
Уже для ранних этапов развития собирательства было характерно сознательное, целенаправленное воздействие людей на природу. Австралийцы, тасманийцы, бушмены, калифорнийские индейцы перед наступлением сезона дождей выжигали сухую траву и кустарники на обширных пространствах, чтобы она не препятствовала росту новой растительности. В этом нельзя не видеть постижения первобытными собирателями некоторых экологических закономерностей. По своим последствиям, по воздействию на природу эта деятельность в какой-то мере сравнима с земледелием. Однако люди не могли предвидеть отдаленных последствий своей деятельности, которая постепенно создавала новый, искусственный, антропогенный ландшафт. Экологический эффект этих систематических пожаров, происходивших на протяжении сотен и даже тысяч лет, был велик и необратим: на больших площадях менялся характер растительности и почвенного покрова, усиливалась эрозия почвы, леса уступали место саваннам, менялся климат.
Аборигены Австралии и другие собиратели умели ухаживать за дикорастущими растениями и даже пытались высаживать некоторые из них. Австралийцам были известны примитивные приемы ирригации, сооружение оросительных плотин и искусственных водоемов, предотвращающих пересыхание почвы в засушливое время года. Наряду с приемами обработки растительной пищи все это можно рассматривать как предпосылки производящего хозяйства. За исключением обработки земли и посева, систематического, преднамеренного выращивания растений, все остальные этапы земледельческого процесса были знакомы собирателям. Будучи, однако, более устойчивым и надежным источником пищи, чем охота, более перспективной формой хозяйственной деятельности, неся в себе многие элементы земледельческого труда, собирательство вело к земледелию, оно подготовило его.
Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону. Б.Б. Прохоров. 2005.